Троллейбусы: прошлое или будущее?

фотографии троллейбус фото

Прокладывая свой маршрут, жители многих мегаполисов составляют его так, чтобы часть пути пришлась на троллейбус, ведь именно у этого вида транспорта больше преимуществ. Он более экологичен чем автобус, имеет более мягкий ход, чем трамвай, да и не смотря на свою привязанность к контактной сети, обычно достаточно подвижен и быстро набирает ход. Мы не смогли обойти его вниманием и решили написать об истории троллейбусов, а также узнать, есть ли для них место в будущем.

Для начала немного теории. Троллейбус (англ. trolleybus, от trolley — роликовый токосниматель и bus — сокращение от лат. Omnibus — «карета для всех») — безрельсовое транспортное средство с электрическим приводом, получающее электрический ток от внешнего источника питания с помощью троллея.

Первый в мире троллейбус появился в Германии в 1882 году, правда его создатель Вернер фон Сименс (нем. Werner von Siemens) называл свое творение Electromote. Первая линия была открыта компанией Siemens & Halske в пригороде Берлина Галензе (Halensee) 29 апреля 1882 года. Контактные провода располагались на достаточно близком расстоянии, и от сильного ветра происходили короткие замыкания.

В основном троллейбусы стали появляться в городах в 1910-1930 годах, тогда же троллейбусы появились и в России. В Москве троллейбус появился в 1933 году. Движение по Москве открыл первый советский троллейбус ЛК-1(в честь Лазаря Кагановича), проследовав по Ленинградскому шоссе от Белорусского вокзала до Окружной железной дороги. На данный момент троллейбусная сеть Москвы является крупнейшей троллейбусной сетью в мире с протяженностью 600 километров и парком в 1700 троллейбусов.

В 1938 году была предпринята попытка запустить двухэтажные троллейбусы на манер многих европейских городов, было даже изготовлено 10 экземпляров под ЯТБ-3, скопированного с купленного годом ранее в Англии двухэтажного троллейбуса фирмы EEC. Но опыт эксплуатации показал, что двухэтажные автобусы не совсем подходят для нашей страны, прежде всего ограничена была высота в самом троллейбусе на первом этаже 1795 мм, на втором— 1770 мм, троллейбус был мало устойчив приходилось постоянно следить за загрузкой прежде всего нижнего салона, имел всего одну дверь для входа и выхода пассажиров. Последний двухэтажный троллейбус в СССР был снят с эксплуатации в 1953 г, хотя активная эксплуатация прекратилась еще в 1948 году. А жаль, ведь такой необычный троллейбус наверняка был бы популярен не только у туристов, но и у жителей города.

Сейчас в мире насчитывается более 400 городов с троллейбусным сообщением, причем в некоторых случаях, как например в Крыму, троллейбусы являются междугородним видом транспорта, связывая Симферополь с Ялтой и Алуштой. Самая протяженная троллейбусная трасса находится в Крыму, её длина 96 километров! Причем, основной парк составляют троллейбусы Шкода 9Тр (чеш. Škoda 9Tr), произведенные еще в 1970-х годах.

Троллейбусы совершенствуются и уже не напоминают те первые угловатые машины выходившие когда-то на линии. Так, например, в 2008 году в Санкт-Петербурге был представлен и одно время проходил испытания на городских маршрутах троллейбус АКСМ-420. Этот троллейбус представляет просто чудо техники, кузов изготовлен из композитных материалов. Машина оборудована электрическим выдвижным пандусом и системой «приседания» до уровня тротуара. Салон оснащён системой климат-контроля, поэтому форточек в окнах нет. Так же на троллейбусе установлены накопители энергии позволяющее проезжать до 5 километров без контакта с проводами. Правда такие троллейбусы редкость, но будем надеется, что их количество на улицах городов Росии будет только увеличиваться, ведь это сделает поездку не только удобнее, но и гораздо приятнее.

[nggallery id=78]

В статье испльзованы фото с сайта: http://stts.mosfont.ru




4 комментария к “Троллейбусы: прошлое или будущее?”

  • Игорь | 5 августа, 2010, 19:17

    Отличный очерк! Очень люблю троллейбусы, трамваи и поезда! А без троллейбуса и город уже не совсем город! Жаль только, что у нас в Митино(МОСКВА РАЙОН) нет троллейбусов, это бы здорово украсило наш отличный район! АВТОРУ СПАСИБО!

  • Andy | 9 сентября, 2010, 21:22

    Только про недостаткито забыли- а их уйма!

    Первоначальные затраты на развёртывание троллейбуса выше, чем для автобуса.
    Троллейбус потребляет больше электроэнергии, чем трамвай .
    Провозная способность троллейбуса в среднем ниже, чем у трамвая.
    Он чувствителен к состоянию дорожного покрытия и контактной сети. При необходимости проехать повреждённый участок дороги приходится значительно снижать скорость чтобы избежать схода штанг.
    Троллейбусная сеть отличается сравнительно низкой гибкостью.
    В отличие от трамвая, кузов троллейбуса не заземлён, поэтому требуется принятие дополнительных мер обеспечения электробезопасности: контроль тока утечки, обеспечение двойной изоляции электроцепей, регулярные проверки состояния изоляции.
    Конструкция спецчастей контактной сети (пересечений, стрелок, разделяемых соединений на разводных мостах) требует снижения скорости при их прохождении (иногда до 10 км/ч). Кроме того, существует опасность остановки на обесточенном участке на пересечении и троллейбусной стрелке, например при «подрезании» другим транспортом. Затруднён обгон одного троллейбуса другим, если это не предусмотрено контактной сетью — для этого необходимо опускать штанги на одном из троллейбусов.
    Троллейбус чувствителен к обледенению контактного провода. Плохой контакт приводит к быстрому износу контактных вставок, которые в этом случае приходится менять несколько раз за рейс.

  • Наташа | 20 сентября, 2011, 16:00

    Обожаю кататься в трамвае,когда лето,солнечная погода и идёт дождь.

  • Тварь | 21 сентября, 2011, 13:58

    Все эти недостатки меркнут по сравнению с выхлопом и сложным обслуживанием автобусов. Думаете, контактная сеть — это слишком громоздкий придаток к транспортному средству? А вот и нет. 80% массы двигателя каждого автобуса — вот громоздкий придаток. Он служит для того, чтобы из бензина получать крутящий момент, ибо это адски сложно. И даже если на автобусы повесить аккумуляторы, они все равно будут огромными, слабыми и не будут поддаваться утилизации. А троллейбус работает на асинхронном движке, какой стоит на лифтах, станках да и вообще везде. Просто и мощно.

Оставить комментарий или два



  • Поиск


  •