Рецензия на фильм «Пролетая над гнездом кукушки»

Этот фильм входит в многочисленные списки наиболее популярных и обязательных к просмотру кино картин. Он вышел на экраны в 1975 году и завоевал 5 Оскаров.

Свое название фильм получил благодаря английскому разговорному выражению «кукушкино гнездо», которое переводится на русский как «психушка», «дурка», «желтый дом».Ведь действие проходит в госпитали для душевнобольных. Еще один подтекст называния – свобода полета, «пролетая» — это желание вырваться из под гнета строгого распорядка, вдохнуть свежего воздуха, оказаться на свободе. И, наконец, последнее смысловое значение – кукушка откладывает свои яйца в гнезда другим птицам, а ее гнездо всегда пусто. Такая же пустота и бездушное запустение творится в психиатрическом отделении, куда попадает главный герой Макмерфи в исполнении Джека Николсона.

Его первая реакция – радость. Ведь он выбрался из тюрьмы, и уверен, что здесь ему будет гораздо лучше. И действительно, в самом начале фильма герой не скучает — организовывает мини – казино в душевой, пытается подбить больных на изменения распорядка, чтобы посмотреть бейсбол, ведет себя шумно и вызывающе. Он даже угоняет автобус, который возил душевнобольных на прогулки, и отвозит их на небольшое озерко, порыбачить. Но потом возвращает всю честную компанию назад (с богатым уловом).

Почему же он решил вернуться и не сбежал? И здесь, и далее у него появляется такая возможность раз за разом, но все равно как-то так выходит, что Макмерфи остается в клинике. Более того, ближе к середине фильма Макмерфи узнает, что оказывается, большинство пациентов находятся здесь на добровольной основе, а таких, как он, кто лечится принудительно – всего пара штук. И его не выпустят, пока не сочтут это возможным. И тут тоже, как и прежде, вместо того, чтобы изменить свое поведение, «подыграть» правилам для скорейшей выписки, он продолжает бунтовать.

Дело в том, что образ Макмерфи – это образ того, кто не приемлет общественные устои, образ бунтаря, революционера. Весь трагизм в том, что ему нравится эта борьба: есть правила (режим), которые можно нарушать. Есть враг (медсестра), с котором можно бороться. Есть соратники, с которыми можно веселиться и радоваться жизни (другие больные). Изначально Макмерфи задержали за драки, и в больнице он тоже продолжает драться, только уже не с людьми, а с системой. Ему нужна свобода не просто для жизни (мог сбежать, а не сбежал), а свобода, как идея. Ради этой идеи он готов на любые жертвы, на самые смелые выходки. Ради идеи он жертвует всем, а для простой жизни не оставляет ничего. Непримиримый и упрямый, он идет на пролом.

Да, судьба Макмерфи трагична, он вызывает сочувствие, но все равно – его позиция – это своего рода борьба с ветряными мельницами. Которая, увы, никогда не приводит к победе. Впрочем, эта борьба может вдохновить и зажечь. И в этом, пожалуй, ее главное достоинство. У Бродского есть строчки: «гражданин второсортной эпохи гордо признаю я товаром второго сорта свои лучшие мысли и вам, грядущим, я дарю их как опыт борьбы с удушьем». Эти стихи как нельзя лучше отражают драматическую линию Макмерфи, и так уж получилось, созвучны с его кончиной – главного героя в итоге действительно задушат.

Автор: Елена Ланикина

Теги статьи:



Оставить комментарий или два



  • Поиск


  •