Le Bon Marche — Искусство тратить или история шоппинга

Сейчас, в 10–е годы ХХI века шоппинг стал привычным явлением жизни почти во всех классах общества. Это и отдых, и развлечение, и борьба со стрессом.

Есть даже такая болезнь – шопоголизм. Психологи на Западе активно работают с этим расстройством, но их пациентов все равно тянет оставить свои деньги на очередной распродаже. Медицина здесь практически бессильна. А ведь когда-то распродаж не было! И такого понятия, как шоппинг – тоже. Так, где же точка отчета того безумства, в которое сегодня превращено посещение торговых центров?

Для ответа на эти вопросы нам нужно отправить в Париж середины ХIХ века. Нет ничего удивительного, что первый Универмаг в Европе появился в этой столицы моды. Дамы высшего света в этом городе всегда были одеты великолепно и диктовали стиль для других стран. Но это была верхушка общества, элита. И вот в Париже появляется коммерсант Аристид Бусико, он в 1852 году открывает небольшой магазин площадью 20 кв. метров.

Этому «закутку» предстоит стать первопроходцем всей современной торговли. Будучи очень удачливым и дальновидным предпринимателем, Бусико удается расширить магазин с 20 метров до размера в несколько кварталов. Он называет его Le Bon Marche (в переводе с французского — «дешево»). И это название оправдано – благодаря колоссальным оборотам денежных средств, удается существенно снизить стоимость товара.

До Бусико существовали маленькие лавочки, которые торговали каждая чем–то своим – тканями, мехами, зонтиками, перчатками. Бусико собирает все виды магазинов под одной крышей, и маленьким семейным предприятиям ничего не остается, как тихо умирать в тени колоссальной торговой махины. Это очень хорошо описано в романе Эмиля Золя «Дамское Счастье». Он писал его именно об Le Bon Marche. Чтобы погрузиться в атмосферу, Золя даже проходил там стажировку, как продавец. В его произведении не столько захватывает любовная линия, сколько описание витрин и распродаж…

Да–да, именно Бусико устроил первую в мире распродажу. Он же стал основоположником витринистики. Он тратил огромные суммы на рекламу, и он же первый придумал продажу по каталогам. Бусико рассылал их в провинцию, и те, кто не мог посетить магазин, делали заказы по почте. Он устроил еще одну революцию – ввел унифицированные размеры готового платья и ценники. Карточки постоянного клиента, подарки за покупку – все это тоже его изобретения. Добавим к этому услуги доставки, обмена и возврата товара. Теперь мода была не только уделом высшего класса – она стала доступной практически для всех.

Бусико с уважением и интересом относился к техническому прогрессу, поэтому в постройке здания для Универмага принимал сам Гюстав Эйфель, автор знаменитой башни, носящей теперь его имя. И также впервые в мире в его Универмаги были использованы эскалаторы. ( Да – да, первые эскалаторы появились в магазине, а не в метро). Внизу каждого дежурила медсестра с нюхательной солью и помогала дамам, если им становилось плохо. Также Бусико устроил кафе для посетителей и комнаты – библиотеки для мужей дам, совершающих покупки. В итоге, все женщины Парижа, а значит, и сам город – пали к его ногам.

Сложно поверить, что все это ввел в обиход один конкретный человек, пусть даже и очень талантливый. Но это именно так. Сегодня его детище процветает также, как и много лет назад. Будучи в Париже, его непременно стоит посетить — Le Bon Marche расположился на левом берегу Сены в 20 минутах ходьбы от Люксембургского сада (6-ой округ).

Автор статьи: Елена Ланикина

Теги статьи: ,



Один комментарий к “Le Bon Marche — Искусство тратить или история шоппинга”

  • Дмитрий с Буридо | 12 Февраль, 2014, 21:22

    Здорово! Несколько месяцев назад перечитывал «Дамское счастье» и удивлялся, насколько эта книга напоминает современные книги по организации эффективной розницы.
    Но не знал, что это описан конкретный универмаг, а не собирательный образ.

Оставить комментарий или два



  • Поиск


  •